Вопрос-ответ
Какую ответственность несет перевозчик/экспедитор за утрату, недостачу или повреждение груза? ˅
Ответ:
Правила возмещения убытков грузовладельцу за недостачу, утрату или повреждение груза как у перевозчика так и у экспедитора идентичны за исключением некоторых моментов.
Перевозчик/Экспедитор несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик/экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком/экспедитором:
- в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
- в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Экспедитор же возвращает Клиенту ранее уплаченное вознаграждение, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, только в том случае если такие условия содержатся в заключенном договоре транспортной экспедиции.
Для того чтобы не нести полную материальную ответственность за перевозимый груз экспедитор/перевозчик сознательно занижают объявленную стоимость груза. Грузовладельцу/грузоотправителю при сдаче груза следует обратить внимание на сведения содержащиеся в транспортной накладной для того, чтобы убедиться все ли сведения указаны в ней правильно, верно ли вписана объявленная стоимость груза.
Не редки случаи когда Экспедитор/перевозчик в условиях договора занижает ответственность за недостачу, утрату или повреждение груза. В договоре может быть прописан такой пункт: «В случае отсутствия объявленной стоимость груза в Транспортной накладной Перевозчик/Экспедитор несет ответственность в размере 1 рубль за килограмм недостающего, утраченного или поврежденного груза».
Будьте внимательны при заключении договора перевозки или транспортной экспедиции, а так же при подписании товаросопроводительных документов. Конечно же лучше всего при заключении подобных сделок прибегнуть к услугам юристов компании «Правовед».
Ответ
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъяснил, что:
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Кроме того, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Таким образом, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абзаце втором пункта 2 статьи 266 Кодекса основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.
При этом датой признания задолженности безнадежной будет, соответственно, дата составления документа, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, дата составления акта государственного органа, дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
В случае если дебиторская задолженность не удовлетворяет критериям безнадежной задолженности, установленным пунктом 2 статьи 266 Кодекса, то есть списана по иным критериям, разработанным самой организацией, то такая задолженность не может быть учтена организацией в уменьшение прибыли в периоде списания.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
[spoiler show=»Закон Яровой. Антитеррористические требования для транспортных компаний»]
Ответ
Летом 2016 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Федеральный закон был принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Вышеуказанный Федеральный закон был представлен автором – Депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Ириной Яровой – как антитеррористический проект и в простонародии получивший название «Закон Яровой».
Закон направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму. В этих целях внеслись изменения в федеральные законы «О противодействии терроризму», «О транспортной безопасности», «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Кроме того, внеслись изменения в федеральные законы «Об оружии», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О связи», «О почтовой связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О транспортно-экспедиционной деятельности», «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Воздушный кодекс Российской Федерации.
Как указано выше, так называемый «Закон Яровой» внес изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», раз и навсегда изменив требования к работе транспортных компаний при принятии груза и его перевозке.
Несмотря на то, что с момента принятия «Закона Яровой» прошло большое количество времени, у транспортных компаний нет однозначного понимания, каким образом данный закон необходимо исполнять.
Так, федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» теперь дополнен статьей 11.14.3, в соответствии с которой Экспедитору вменяется в обязанность проверка достоверности представленных клиентом документов и сведений, информации о свойствах груза, условиях его перевозки, необходимой для исполнения договоров транспортной экспедиции.
Нарушение влечет наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 3 до 5 тыс. руб., должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб., юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.
Повторное нарушение также грозит штрафом: для граждан – в размере 5 тыс. руб., должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – от 50 до 70 тыс. руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Следует уточнить, что ранее п. 1 ст. 4 закона выглядел так: «Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции».
Следовательно, согласно «Закону Яровой», отныне транспортные компании при заключении договора обязаны проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор такой информации без проверки ее достоверности не допускается.
Кроме того, подвергся редакции п. 4 ст. 1. Теперь при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров.
В прежней редакции закона указывалось, что экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной доверенности.
Юрист Юридической компании «Правовед» рекомендует внести корректировки в действующий договор с Клиентом в связи с вступившими в силу изменениями закона и, прежде чем заключить договор, проверить физическое лицо или организацию, с которой предполагается сотрудничество, запросив у них основные реквизиты или персональные данные.
От Грузоотправителя — физического лица груз необходимо принимать по факту предъявления документа, удостоверяющего личность.
Документом, удостоверяющим личность, является:
1. Паспорт гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации старше 14 лет, проживающих на территории Российской Федерации). (Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232)
2. Свидетельство о рождении для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (ст.23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
3. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П (для утративших паспорт граждан, а также граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка). (п.17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, п.41 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339).
4. Удостоверение личности или военный билет военнослужащего действительной службы (п.1 Положения о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677).
5. Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
6. Паспорт моряка (п.1 Положения о паспорте моряка, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 N 1508).
7. Удостоверение беженца (п.7 ст.7 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).
8. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (п.7 ст.4 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).
9. Вид на жительство – для лиц без гражданства (абз.7 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Вопреки распространенному мнению о том, что водительское удостоверение может являться документом, удостоверяющим личность, следует отметить, что действующим законодательством РФ данное мнение не подтверждается, поэтому можно утверждать однозначно, что водительское удостоверение не является документом, удостоверяющим личность.
Представители физических лиц могут действовать на основании НОТАРИАЛЬНО заверенной доверенности при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
От Грузоотправителя — юридического лица, индивидуального предпринимателя и представителя физического лица необходимо требовать оформленную в соответствии с действующим законодательством РФ доверенность и при предъявлении документа удостоверяющего личность представителя (ст. 185 ГК РФ).
Руководители юридического лица, действующие на основании Устава, могут лично принимать и отправлять грузы при предъявлении документа, удостоверяющего личность, при наличии документа, подтверждающего его полномочия (протокол о назначении, выписка из ЕГРЮЛ и др).
Индивидуальные предприниматели могут лично принимать и отправлять грузы при предъявлении паспорта и печати (при наличии).
Представители Индивидуальных предпринимателей действуют на основании доверенность заверенной печатью ИП, при отсутствии печати НОТАРИАЛЬНО заверенной доверенности при предъявлении документа, удостоверяющего личность (ч. 2 ст. 185.1 ГК РФ).
Все вышеперечисленные данный в силу требований «Закона Яровой» необходимо получить и на грузополучателя.
Если физическое или юридическое лицо проверено, путем получения и отражения в перевозочных документах запрашиваемых сведений, то транспортная компания может заключать с ним сделку, подписывать договор, принимать груз к перевозке.
Проблематика заключается в том, что нет разъяснения о том, каким образом, на основании каких критериев транспортная компания должна проверять своего контрагента на предмет достоверности предоставленных сведений.
Конечно, предприниматель будет зарегистрирован в едином реестре юридических лиц, ему будет присвоен ИНН или ОГРН, а физическое лицо предъявит паспорт, но законодательно не проработан механизм, по которому нужно проверять достоверность предоставляемой информации.
Также «Закон Яровой» предусматривает то, что экспедитор не только документально должен быть осведомлён о перевозимом грузе, но и убедиться в его фактическом соответствии сопроводительным документам.
В этом случае транспортные компании должны определить свойства груза — является ли груз опасным, ограниченным в обороте на территории РФ, содержит ли в себе взрывчатые вещества и др.
Поправки к закону также не регламентируют механизм проверки транспортными компаниями груза на предмет сопоставления ими фактических и декларируемых грузовладельцем свойств груза.
Нет понимания того, как распознать груз, свойства которого явно не возможно определить как груз, запрещенный к перевозке, и что делать, если все же обнаружится груз, запрещенный к перевозке.
Многие транспортные компании принимая груз к перевозке не проверяют внутренние вложения груза на предмет соответствия его сопроводительным документам, а «Закон Яровой» не возлагает на них эти обязанности. Закон лишь рекомендует использовать для проверки свойств груза в том числе и разнообразные технические средства, такие как: газоанализаторы, металлодетекторы, разнообразные сканеры и др.
Однако в реальных условиях работы транспортных компаний некоторые технические средства будут работать просто не эффективно, а те что будут давать эффект будут дорогостоящими и просто не по карману предпринимателю.
Поскольку конкретных разъяснений в поправках «Закона Яровой» не содержится, то для их реализации, по моему мнению, нужны соответствующие инструкции от регуляторов этих процессов.
В своей практике Юридической компании «Правовед» приходилось сталкиваться с проводимыми проверками транспортных компаний сотрудниками органов внутренних дел, касающихся соблюдений требований «Закона Яровой».
Проверка проводилась в крупных транспортных компаниях России, специализирующихся на перевозках сборных грузов.
Так, сотрудники служб внутренних дел в «штатском» проводили так называемую контрольную закупку, сдавая груз как физическое лицо, предъявив при этом паспорт. Менеджер транспортной компании оформлял документ на перевозку, идентифицировал отправителя, согласно паспортным данным, тогда как работник склада, принимая груз к перевозке, не предпринимал мер по проверке его свойств.
После оформления транспортной накладной сотрудник органов внутренних дел, по прошествии некоторого времени, возвращался в офис транспортной компании, предъявлял служебное удостоверение и сообщал, что в грузе, который он только что сдал к перевозке, присутствует предмет, запрещенный к перевозке (например, предмет, похожий на гранату, пистолет и др.), и, фактически выявив нарушение, составлял протокол для дальнейшего наложения штрафа, а также выписывал предписание на устранение выявленных нарушений.
Таким образом, юрист Юридической компании «Правовед» рекомендует, исходя из индивидуальных процессов организации труда каждой транспортной компании, проработать механизм проверки свойств груза, например, путем просмотра внутренних вложений, использованием технических средств, путем обращения к услугам кинолога с собакой и пр., а так же путем истребования необходимой информации от Клиента.
Транспортные компании, не принявшие мер к исполнению «Закона Яровой», несут возможные риски привлечения их к административной ответственности не только в форме денежного штрафа, но еще и административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.